Единственное, чего ему не хватило, это времени
21 июля 1931 года в никому почти не известном шахтёрском городке Хермини, в штате Пенсильвания, родился Сани Кларк (Sonny Clark) – талантливый джазовый пианист и композитор, который прожил совсем короткую жизнь. Он умер в 31 год и при жизни просто не успел получить признания, которого заслуживал его талант. Однако, как пишут многие критики, у Сани Кларка не было ни одной слабой записи, а коллеги-музыканты всегда восхищались изысканными мелодическими линиями, которые “рисовала” его правая рука, а также его особым драйвом и чувством ритма.
В 12 лет Сани переехал поближе к цивилизации, в Питсбург. А в 20 лет он перебрался в Калифорнию, где начал играть с саксофонистом Уорделлом Греем. С ним Кларк сделал свою первую запись – на альбоме вибрафониста-мультиинструменталиста Тэдди Чарльза “Teddy Charles West Coasters” 1953 года. В том же году он участвовал в интересной «живой» записи с Артом Пеппером. Затем Сани работал в Сан-Франциско сайдменом у Оскара Петтифорда, а потом начал активно сотрудничать с Бадди ДеФранко. Сани провёл в небольшой группе кларнетиста чуть более года, и на тот момент с ними мало кто мог соперничать по уровню мастерства и вдохновенного драйва – вместе они составляли один из самых живых и многообещающих коллективов Западного побережья. Все работы Кларка с ДеФранко запечатлены на многодисковом издании “The Complete Verve Recordings Of The Buddy De Franco Quartet / Quintet With Sonny Clark”, который сейчас стал большим раритетом.
Вместе с ДеФранко Кларк в 1954 году аккомпанировал Билли Холидей, а потом участвовал в большом гастрольном туре по США и Европе. После этого пианист присоединился к коллективу “Lighthouse All-Stars”, которым руководил контрабасист Ховард Рамзи (Howard Rumsey). Это был, можно сказать, культовый лос-анджелесский ансамбль, обычно игравший по воскресеньям в кафе “Lighthouse Café” на пляже “Hermosa Beach”. В 50-х в этом коллективе “начинали” очень многие исполнители с Западного побережья, ставшие впоследствии настоящими звёздами джаза (включая Чета Бейкера, Джимми Джюффри, Шелли Манна и других). Известный джазовый исследователь Тед Джойа в своей книге “West Coast Jazz” насчитал более 75 музыкантов, которые прошли через состав “Lighthouse All-Stars”.
Пока Сани Кларк жил в Северной Калифорнии, он вёл и собственный коллектив – трио с контрабасистом Джерри Гудом (Jerry Good) и барабанщиком Элом Рэндоллом (Al Randall). Эта группа не стала известной, однако сделала несколько очень вдохновенных “живых” записей.
В Калифорнии Сани Кларку довелось также работать с Сержем Шалоффом (Serge Chaloff), Фрэнком Розолино, Кэлом Чейдером, Сани Криссом и многими другими интересными исполнителями. Но, несмотря на то что карьера его складывалась вполне успешно, Кларк более всего мечтал работать на Восточном побережье и ради этого в 1957 году присоединился к коллективу, аккомпанировавшему певице Дайне Уошингтон.
Приехав в Нью-Йорк, Кларк быстро стал популярным сайдменом – многие музыканты оценили его креативность и превосходное чувство ритма. Кларк играл с коллективами Нэта Эддерли, Сани Роллинса, а затем стал регулярно появляться на различных записях лейбла “Blue Note” – он работал с Хэнком Мобли, Кёртисом Фуллером, Джонни Гриффином, Клиффом Джорданом, Ли Морганом, Артом Фармером, Бенни Грином, «Тиной» Бруксом. В том же 1957 году Сани начал записываться и как лидер. Большую известность ему принес альбом “Sonny's Crib”, записанный в секстете с Джоном Колтрейном, Дональдом Бёрдом, Кёртисом Фуллером, Полом Чэмберсом и Артом Тейлором.
Пианист часто записывался в трио с самой, наверно, знаменитой ритм-секцией того времени, Полом Чемберсом и Филли Джо Джонсом, идеально сыгравшимися во время работы в квинтете Майлса Дэвиса, а также в квинтетах: например на альбоме 1958 года, “Cool Struttin'”, который считают одной из его лучших записей, Кларк играет с молодым Джеки Маклином на альте, Артом Фармером на трубе и всё теми же Чемберсом и Филли Джонсом. В 1960 году вышла его работа в другом великолепном трио: “Max Roach – George Duvivier – Sonny Clark”. А в 1961-м компанию Кларку на записи его альбома “Leapin' And Lopin'” составили Стенли Тёррентайн и Чарли Рауз.
Всего начиная с 1957 года и заканчивая 1962 годом Сани Кларк записал 7 лидерских альбомов для “Blue Note”, каждый из который получил прекрасные отзывы критиков. Известно, что большое влияние на пианиста оказало творчество Бада Пауэлла, однако, даже играя его вещи, Кларк развивал свой собственный оригинальный стиль – замысловатый и при этом лёгкий, с ярким свингом и очень тонким чувствованием гармонии, наполнявшим его музыку множеством интересных деталей и нюансов.
Сани Кларк умер в Нью-Йорке 13 января 1963 года от сердечного приступа, хотя почти официально считается, что причиной его смерти стало злоупотребление алкоголем и наркотиками. Билл Эванс, близкий друг Сани, после его смерти посвятил ему композицию "NYC's No Lark" (её название является анаграммой имени Sonny Clark), которая была включена в альбом “Conversations with Myself” 1963 года. Вообще, уже после смерти Кларка, благодаря его постепенно набиравшим популярность записям и композициям, его имя стало приобретать всё больший вес в джазовом мире. В 1985 году музыканты Джон Зорн, Уэйн Хорвитц, Рэй Драммонд и Бобби Превит объединились в группу под названием “The Sonny Clark Memorial Quartet” и записали альбом композиций Кларка “Voodoo” (1985). Зорн также записывал произведения Сани Кларка с гитаристом Биллом Фризеллом и тромбонистом Джоржем Льюисом на альбомах “News for Lulu” (1988) и “More News for Lulu” (1992).
Пусть постепенно, но творчество этого очень искреннего музыканта открывают для себя все больше благодарных слушателей – и сегодня мы рады возможности пополнить их ряды.
Ольга Дюдина.
#SonnyClark #JazzPiano #JazzCalendar #OlgaDyudina #21JulyJazz