"Кажется, что этот музыкант выбирает самые красивые версии исполнения, когда аккомпанирует и импровизирует. Он угадывает всё, что ты будешь делать в следующую секунду". Майлз Дэвис.
С днем рождения, мой герой! Музыкант-эпоха
Прославленный джазовый контрабасист, мультиинструменталист и композитор Рон Картер (Carter Ronald Levin) родился 4 мая 1937 года в городе Фэрндэйле (штат Мичиган).
Картер рос в многочисленной (8 детей) и очень музыкальной семье – все играли на разных инструментах. Неудивительно, что в 10-летнем возрасте он освоил виолончель, затем скрипку, тромбон, тубу, кларнет, ударные, а позднее и контрабас. Своим музыкальным образованием он обязан нескольким учебным заведениям: политехническому колледжу Детройта, "Eastman School оf Music" города Рочестера, "Manhattan School of Music" (где получил ученую степень).
Именно в Рочестере, показав себя одним из талантливейших студентов, он с первого же курса начал выступать с профессиональным оркестром. Эти первые шаги на музыкальной сцене Рон Картер сделал под руководством талантливого композитора Ховарда Хансона. Параллельно с участием в его оркестре Рон работал над созданием собственного джазового коллектива.
На момент поступления Рона в манхэттенскую школу музыки он был уже вполне состоявшимся джазовым музыкантом. Он был участником квинтета «Чико» Гамильтона (1959), сотрудничал с Гилом Эвансом (I960), совершил турне в Европу с Кэннонболлом Эддерли (1961), играл с Эриком Долфи, Джекки Байардом, Рэнди Уэстоном, Бобби Тиммонсом, Доном Эллисом, Мэлом Уолдроном, Телониусом Монком и другими...
Но все дороги ведут к Майлсу Дэвису, который привёл Картера (и многих других) к заслуженному признанию. Он пригласил Картера в свой квинтет (с пианистом Хёрби Хэнкоком и Тони Уильямсом на ударных, Уэйном Шортером на тенор-саксофоне). В составе этого акустического ансамбля Дэвиса Рон Картер выступал и записывался на протяжении пяти лет (до 1968 года). На его счету такие знаковые альбомы, как "Seven Steps to Heaven" и "E.S.P.". Сам Майлс Дэвис дал ему такую характеристику: "Кажется, что этот музыкант выбирает самые красивые версии исполнения, когда аккомпанирует и импровизирует. Он угадывает всё, что ты будешь делать в следующую секунду".
Кроме этого, Картер принимал участие в сессиях для лейбла "Blue Note" с Хэнкоком и Уильямсом, сотрудничал с пианистами Хорасом Сильвером, Маккоем Тайнером, Эндрю Хиллом и Дюком Пирсоном, трубачами Фредди Хаббардом и Ли Морганом и многими другими музыкантами. А дальше становилось только интересней – предлагаем вашему вниманию небольшую часть достижений "одного из лучших аккомпаниаторов в мире": в 1968 году он создал с Хэнкоком секстет в Нью-Йорке, в 1969 – новую группу "360 Degree Music: Experience", некоторое время выступал с Фэроу Сандерсом, а также с Карлой Блей и "Jazz Composer's Orchestra" (JCO). В 1970-е годы Картер интенсивно занимался студийной деятельностью, выступал с "New York Jazz Sextet/Quartet", Сани Роллинзом, МакКоем Тайнером, гастролировал с "all-star" бэндами (в частности, с "Milestone All Stars"). Затем играл как сайдмен с Хьюбертом Лоусом, Стэнли Тёррентайном, Уэйном Шортером, Гари Бэрцом (в его ансамбле "NTU Troop"), Тони Уильямсом (в ансамбле "Lifetime"), в дуэте с гитаристом Джимом Холлом, с Джорджем Бэнсоном, Билли Кобхэмом, Милтом Джексоном, Джо Хендерсоном, бразильцами Аирто Mорейрой и Флорой Пурим, с Чарльзом Мингусом, Джорджем Дюком. Концертировал и записывался со своими комбо, с группой Хэнкока "V.S.O.P." (сокращённо от "Very Special Old Product", 1976-77 годы), возродившей основной состав квинтета Майлса Дэвиса 60-х (Дэвиса заменял Фредди Хаббард), также играл со Спенсером Бэйрфилдом (гитара), Джо Хендерсоном (тенор- и сопрано-саксофон, флейта), Наной Васконселосом (бразильские ударные инструменты), Ральфом Мак-Дональдом (конги, перкуссия). Совершил ряд турне по США с Уинтоном Марсалисом, Хэнкоком и Уильямсом.
Сегодня музыканту исполняется 82 года. Большинством экспертов в США и Европе Рон Картер оценивается как выдающийся джазмен, мастер экстракласса среди исполнителей на контрабасе в современном джазе. Универсальный и вместе с тем самобытный стилист, он представляет новый тип «all-round musician» – музыканта всех времен и направлений, уверенно чувствующего себя во всех существующих джазовых стилях и сумевшего внести индивидуальный вклад в развитие каждого из них.
Рон Картер не имеет себе равных в мелодической импровизации на контрабасе, в совершенстве владеет свингом и офф-битом, а также зарекомендовал себя как превосходный аккомпаниатор и ансамблевый музыкант. Он прошёл путь от классики би-бопа и кул-джаза к модальным и атональным экспериментам, инновациям фри- и фьюжн-авангарда. Принял участие в создании рок-джаза и ряда креативных направлений. Кроме прочих заслуг, Рон Картер также известен как изобретатель нового музыкального инструмента, названного бас-пикколо, который по форме и размеру напоминает виолончель, но настраивается не по квинтам, а по квартам, то есть как контрабас и бас-гитара.
Рон Картер заслуженно признан одним из лучших джазовых контрабасистов мира. Он играл в нескольких музыкальных эпохах, уверенно продвигая собственный неповторимый стиль звучания. Рон Картер – это индивидуальность, добившаяся небывалых высот в мире джаза...
Ландыш Рифовна
#RonCarter #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #Jazz #JazzBass #4MayJazz